История появления классификации
В истории развития гостиничного дела различают несколько этапов:
1. до начала 19 века – предыстория гостиничного дела;
2. начало 19 века – начало 20 века – зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;
3. начало 20 века – до Второй Мировой войны и до нашего времени – массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.
В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным постановлением Госкомцен СССР № 154 от 02.03.1979 года. Данное «Положение» распространилось на все гостиницы и мотели и предлагало разделение гостиниц на семь разрядов: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», первый, второй, третий, четвертый; мотелей – на пять разрядов: «Высший А», «Высший Б», первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, вторая, третья, четвертая.
В Российской Федерации были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому, все гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели – на четыре категории – с присвоением от 1-ой до 4-х звезд.
15 июля 2005 г. было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации, касающееся введения в действие Системы классификации гостиниц и других средств размещения. Впервые нормативный документ, касающийся гостиниц и других средств размещения, получил одобрение Правительства. Все ранее действовавшие системы оценки соответствия гостиниц и других средств размещения в лучшем случае были зарегистрированы Госстандартом.
Существовало и существует великое множество органов по сертификации. В результате, если гостиница, желавшая получить, к примеру, четыре «звезды», во-первых, в случае отказа в желаемых «звездах», могла пройти оценку соответствия по другой системе, а во-вторых, если и это не удавалось, – обратиться в другой орган по сертификации и в результате все-таки добиться желаемых ею «звезд». Единственным пострадавшим оказывался всегда потребитель. Ну а самое главное, что часто для оценки выбирался лишь самый лучший номер.
В новой Системе классификации требования, предъявляемые к гостиницам и другим средствам размещения, получили свое дальнейшее развитие и уточнение с учетом опыта, накопленного за время действия предыдущих систем. В частности, уточнены требования, предъявляемые к средствам размещения с номерным фондом до 50 номеров, поскольку «малые» гостиницы и другие средства размещения небольшой вместимости не в состоянии обеспечить предоставление широкого спектра услуг. Отдельно разработаны требования и критерии балльной оценки для домов отдыха, пансионатов и средств размещения с оказанием услуг оздоровительного характера. Эта работа проводилась в соответствии с пожеланиями, высказанными руководством домов отдыха, пансионатов и прочих средств размещения, расположенных в курортной местности. Процедура классификации, включает 2 этапа: 1-й этап – проведение оценки соответствия средств размещения требованиям, содержащимся в Системе классификации; 2-й этап – проведение аттестации с присвоением средству размещения требуемой категории.
Обычно все, что относится к государственному регулированию, носит обязательный характер. Система классификации же, являясь добровольной, сочетается со статусом государственной системы. Этот статус нисколько не противоречит тому, что она является добровольной. Статус государственной система получила в силу того, что государство в лице федерального органа исполнительной власти в сфере туризма выступает гарантом того, что средство размещения действительно соответствует всем требованиям, предъявляемым к средствам размещения данной категории. Государство ранее не могло выступать гарантом при проведении экспертной оценки по одной из ранее существовавших систем. Дело, прежде всего в том, что процедура экспертной оценки, проводимой по старым системам, предусматривала оценку ряда номеров, но не всего номерного фонда. Обычно подбиралось по два номера каждого типа. Помимо всего вышесказанного, это приводило к тому, что в гостиницах, заявлявших, например, о «3 звездах», 50 % номеров не соответствовало не только 3-звездочной гостинице, но зачастую категории «одна звезда».
Новая система классификации гостиниц и других средств размещения предусматривает экспертную оценку ста процентов номеров. При этом категорию всему средству размещения присваивают по худшему номеру, несмотря на то, что в гостинице или другом средстве размещения не отремонтированных номеров только 10%. Именно это и дает основание государственному органу – федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма выступать в роли гаранта «звездности» гостиницы или другого средства размещения.
Устройство системы классификации и порядок прохождения
Как же проходит процесс классификации? Вначале надо разобраться, как устроена сама система.
Данный документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию “пять звезд”, “четыре звезды”, “три звезды”, “две звезды”, “одна звезда”. Регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе классификации, и аттестацию их на соответствующую категорию). Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.
Оценка соответствия гостиниц установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения. Аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы – организацией, уполномоченной Ростуризмом.
Данный документ устанавливает:
- Цели Системы;
- Область распространения Системы;
- Основные требования Системы;
- Организационную структуру Системы и функции ее участников;
- Порядок проведения работ в Системе;
- Формы документов, применяемых в Системе;
- Порядок рассмотрения апелляций;
Правила применения знака категории гостиницы и другого средства размещения.
Система классификации является открытой для участия в ней организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги гостиниц и других средств размещения и признающих и выполняющих ее правила.
В Системе классификации предусматривается свободный доступ к информации о ее правилах, участниках и результатах классификации для исполнителей и потребителей услуг гостиниц и других средств размещения и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма и пр.
Объективность и достоверность оценки гостиниц и других средств размещения в Системе обеспечивается экспертами, аттестованными в порядке, установленном в Системе.
2.2.1 Цели, которые преследует Система классификации:
2.2.1.1 Обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества, предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;
2.2.1.2 Гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;
2.2.1.3 Дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;
2.2.1.4 Оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;
2.2.1.5 Обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;
2.2.1.6 Повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;
2.2.1.7 Содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения.
2.2.2 Область распространения Системы классификации и объекты,
классифицируемые в Системе.
В область распространения Системы входит деятельность по классификации гостиниц и других средств размещения, находящихся на территории Российской Федерации.
При проведении классификации проверяются характеристики гостиниц и других средств размещения, позволяющие осуществить аттестацию на одну из категорий на основе требований, установленных в нормативных документах, принятых в Системе классификации.
Основные требования Системы классификации:
1. Требования к гостиницам различных категорий
2. Требования к деятельности участников Системы;
3. Требования к номерам различных категорий
4. Требования к экспертам Системы и порядок их аттестации;
5. Требования к органу по классификации.
Организационная структура Системы классификации :
1. Федеральный орган исполнительный власти в сфере туризма;
2. Центральный Орган Системы;
3. Аттестационная комиссия;
4. Комиссия по апелляциям;
5. Органы по классификации средств размещения;
6. Заявители – юридические лица или индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявкой на проведение классификации гостиницы и другого средства размещения.
Функции её участников:
1. Федеральный орган исполнительный власти в сфере туризма (далее – Руководящий орган Системы): утверждает решения Аттестационной комиссии об аттестации гостиниц и других средств размещения на категорию; создает Комиссию по апелляциям; осуществляет взаимодействие с зарубежными системами классификации средств размещения.
2. Центральный Орган Системы – организация, осуществляющая следующие функции:
-Формирование Аттестационной комиссии и утверждение документов системы, в том числе по оплате работ в Системе;
– Принятие заявок на проведение экспертной оценки соответствия гостиниц и других средств размещения категории на территории страны;
– Ведение единого Реестра Системы, организация публикаций официальной информации, предоставление сведений об объектах классификации;
– Организация разработки методических документов Системы;
– Подготовка экспертов Системы (определение требований к экспертам Системы, проведение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации), ведение реестра аттестованных экспертов, контроль их деятельности;
– Организация изготовления бланков сертификатов категории, носителей знака категории средства размещения, ведение учета выданных сертификатов категории;
– Подготовка предложений по совершенствованию Системы;
– Осуществление сбора и анализа информации по вопросам классификации;
– Осуществление пропаганды в области классификации гостиниц и других средств размещения;
– Взаимодействие с Аттестационной комиссией, органами по классификации и Комиссией по апелляциям;
– Организация проведения экспертизы документов по поручению Аттестационной комиссии и Комиссии по апелляциям.
В состав Аттестационной комиссии входят:
1) председатель Аттестационной комиссии, избираемый членами комиссии;
2) представители федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
3)представители ЦОС;
4) представители организаций туристской индустрии и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
В заседаниях Аттестационной комиссии могут принимать участие представители органов по классификации и органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации.
Порядок проведения работ по классификации
Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:
первый этап – экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;
второй этап – аттестация гостиницы и другого средства размещения;
третий этап – экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.
Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории проводится в следующем порядке:
– получение от заявителя заявки на классификацию;
– проведение экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.
Заявка на классификацию направляется в ЦОС. К заявке прилагается анкета, содержащая сведения о номерном фонде и его структуре для определения объемов работ и их стоимости. Кроме того, в анкете должна содержаться информация о наличии документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности в части пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм и требований охраны окружающей среды.
Получив заявку и заполненную анкету, ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение работ и поручает организацию работы по экспертной оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения категории органу по классификации, который формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения.
К работе экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
Председатель экспертной комиссии проводит подготовительные работы: устанавливает сроки проведения экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения, оповещает о них заявителя и членов экспертной комиссии.
Экспертная оценка гостиницы и другого средства размещения категории базируется на совокупности требований и критериев балльной оценки.
Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом “звезда”. Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая категория средства размещения – “пять звезд”, низшая – “одна звезда”.
Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его номерного фонда.
Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий проводится в три этапа:
первый этап – проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;
второй этап – проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;
третий этап – на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения определенной категории.
Одновременно с экспертной оценкой соответствия гостиницы и другого средства размещения проводится экспертная оценка соответствия номеров категориям, соответствующим установленным требованиям. Результаты экспертных оценок номеров оформляются протоколами.
Экспертная оценка соответствия номеров категориям проводится в три этапа:
первый этап – проводится предварительная экспертная оценка соответствия номера установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляются протоколы соответствия номеров категориям;
второй этап – проводится балльная оценка соответствия номеров по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляются протоколы, в которых указывается суммарное количество баллов;
третий этап – на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия номеров категориям.
Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом.
Аттестация гостиницы и другого средства размещения проводится в следующем порядке:
орган по классификации анализирует вышеуказанные документы и направляет два экземпляра акта и один экземпляр протоколов в ЦОС для заключения и передачи в Аттестационную комиссию;
после принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается председателем Аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении не позднее 30 дней со дня принятия решения.
В ЦОС остается один экземпляр акта с протоколами.
Сертификат категории выдается на срок не более 5 лет.
В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией.
Экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата категории.
При отрицательных результатах экспертной проверки Аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории. Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении.
По окончании рассмотрения материалов комиссия по апелляциям принимает решение и направляет его вместе с материалами по апелляции в ЦОС и заявителю с уведомлением о вручении.
В Системе обеспечивается конфиденциальность полученной в ходе экспертной оценки информации, в том числе являющейся коммерческой тайной.
Применение знака категории гостиницы и другого средства размещения
Основанием для применения Знака категории гостиницы и другого средства размещения является сертификат категории гостиницы и другого средства размещения.
Право применения Знака категории гостиницы и другого средства размещения устанавливается на срок действия сертификата категории.