История появления классификации

В истории развития гостиничного дела различают несколько этапов:

1. до начала 19 века – предыстория гостиничного дела;

2. начало 19 века — начало 20 века – зарождение специализированных предприятий по производству гостиничных услуг;

3. начало 20 века – до Второй Мировой войны и до нашего времени – массовое развитие гостиничной индустрии, формирование индустрии гостиничных услуг как основы современного туризма и социальных потребностей современного общества.

В России до 1994 года классификация гостиниц осуществлялась в соответствии с «Положением об отнесении гостиниц к разрядам и номеров в гостиницах к категориям», утвержденным постановлением Госкомцен СССР № 154 от 02.03.1979 года. Данное «Положение» распространилось на все гостиницы и мотели и предлагало разделение гостиниц на семь разрядов: «Люкс», «Высший А», «Высший Б», первый, второй, третий, четвертый; мотелей — на пять разрядов: «Высший А», «Высший Б», первый, второй, третий. Для номеров предусматривалось пять категорий: высшая, вторая, третья, четвертая.

В Российской Федерации были разработаны «Положение о критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) Российской Федерации», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому, все гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от 1-ой до 5-ти звезд, мотели – на четыре категории – с присвоением от 1-ой до 4-х звезд.

15 июля 2005 г. было подписано Распоряжение Правительства Российской Федерации, касающееся введения в действие Системы классификации гостиниц и других средств размещения. Впервые нормативный документ, касающийся гостиниц и других средств размещения, получил одобрение Правительства. Все ранее действовавшие системы оценки соответствия гостиниц и других средств размещения в лучшем случае были зарегистрированы Госстандартом.

Существовало и существует великое множество органов по сертификации. В результате, если гостиница, желавшая получить, к примеру, четыре «звезды», во-первых, в случае отказа в желаемых «звездах», могла пройти оценку соответствия по другой системе, а во-вторых, если и это не удавалось, — обратиться в другой орган по сертификации и в результате все-таки добиться желаемых ею «звезд». Единственным пострадавшим оказывался всегда потребитель. Ну а самое главное, что часто для оценки выбирался лишь самый лучший номер.

В новой Системе классификации требования, предъявляемые к гостиницам и другим средствам размещения, получили свое дальнейшее развитие и уточнение с учетом опыта, накопленного за время действия предыдущих систем. В частности, уточнены требования, предъявляемые к средствам размещения с номерным фондом до 50 номеров, поскольку «малые» гостиницы и другие средства размещения небольшой вместимости не в состоянии обеспечить предоставление широкого спектра услуг. Отдельно разработаны требования и критерии балльной оценки для домов отдыха, пансионатов и средств размещения с оказанием услуг оздоровительного характера. Эта работа проводилась в соответствии с пожеланиями, высказанными руководством домов отдыха, пансионатов и прочих средств размещения, расположенных в курортной местности. Процедура классификации, включает 2 этапа: 1-й этап – проведение оценки соответствия средств размещения требованиям, содержащимся в Системе классификации; 2-й этап – проведение аттестации с присвоением средству размещения требуемой категории.

Обычно все, что относится к государственному регулированию, носит обязательный характер. Система классификации же, являясь добровольной, сочетается со статусом государственной системы. Этот статус нисколько не противоречит тому, что она является добровольной. Статус государственной система получила в силу того, что государство в лице федерального органа исполнительной власти в сфере туризма выступает гарантом того, что средство размещения действительно соответствует всем требованиям, предъявляемым к средствам размещения данной категории. Государство ранее не могло выступать гарантом при проведении экспертной оценки по одной из ранее существовавших систем. Дело, прежде всего в том, что процедура экспертной оценки, проводимой по старым системам, предусматривала оценку ряда номеров, но не всего номерного фонда. Обычно подбиралось по два номера каждого типа. Помимо всего вышесказанного, это приводило к тому, что в гостиницах, заявлявших, например, о «3 звездах», 50 % номеров не соответствовало не только 3-звездочной гостинице, но зачастую категории «одна звезда».

Новая система классификации гостиниц и других средств размещения предусматривает экспертную оценку ста процентов номеров. При этом категорию всему средству размещения присваивают по худшему номеру, несмотря на то, что в гостинице или другом средстве размещения не отремонтированных номеров только 10%. Именно это и дает основание государственному органу – федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма выступать в роли гаранта «звездности» гостиницы или другого средства размещения.

Устройство системы классификации и порядок прохождения

Как же проходит процесс классификации? Вначале надо разобраться, как устроена сама система.

Данный документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в Системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда». Регулирует порядок классификации гостиниц и других средств размещения (процедуру, включающую проведение оценки соответствия гостиниц и других средств размещения требованиям, установленным в Системе классификации, и аттестацию их на соответствующую категорию). Классификация гостиницы и другого средства размещения осуществляется на добровольной основе.

Оценка соответствия гостиниц установленным требованиям проводится органами по классификации гостиниц и других средств размещения. Аттестация на категорию осуществляется Центральным органом Системы — организацией, уполномоченной Ростуризмом.

Данный документ устанавливает:

  1. Цели Системы;
  2. Область распространения Системы;
  3. Основные требования Системы;
  4. Организационную структуру Системы и функции ее участников;
  5. Порядок проведения работ в Системе;
  6. Формы документов, применяемых в Системе;
  7. Порядок рассмотрения апелляций;

Правила применения знака категории гостиницы и другого средства размещения.

Система классификации является открытой для участия в ней организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги гостиниц и других средств размещения и признающих и выполняющих ее правила.

В Системе классификации предусматривается свободный доступ к информации о ее правилах, участниках и результатах классификации для исполнителей и потребителей услуг гостиниц и других средств размещения и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма и пр.

Объективность и достоверность оценки гостиниц и других средств размещения в Системе обеспечивается экспертами, аттестованными в порядке, установленном в Системе.

2.2.1 Цели, которые преследует Система классификации:

2.2.1.1 Обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества, предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;

2.2.1.2 Гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации (ВТО) и существующей зарубежной практикой;

2.2.1.3 Дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;

2.2.1.4 Оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;

2.2.1.5 Обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;

2.2.1.6 Повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;

2.2.1.7 Содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения.

2.2.2 Область распространения Системы классификации и объекты,
классифицируемые в Системе.

В область распространения Системы входит деятельность по классификации гостиниц и других средств размещения, находящихся на территории Российской Федерации.

При проведении классификации проверяются характеристики гостиниц и других средств размещения, позволяющие осуществить аттестацию на одну из категорий на основе требований, установленных в нормативных документах, принятых в Системе классификации.

Основные требования Системы классификации:

1. Требования к гостиницам различных категорий

2. Требования к деятельности участников Системы;

3. Требования к номерам различных категорий

4. Требования к экспертам Системы и порядок их аттестации;

5. Требования к органу по классификации.

Организационная структура Системы классификации :

1. Федеральный орган исполнительный власти в сфере туризма;

2. Центральный Орган Системы;

3. Аттестационная комиссия;

4. Комиссия по апелляциям;

5. Органы по классификации средств размещения;

6. Заявители — юридические лица или индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявкой на проведение классификации гостиницы и другого средства размещения.

Функции её участников:

1. Федеральный орган исполнительный власти в сфере туризма  (далее — Руководящий орган Системы): утверждает решения Аттестационной комиссии об аттестации гостиниц и других средств размещения на категорию; создает Комиссию по апелляциям; осуществляет взаимодействие с зарубежными системами классификации средств размещения.

2. Центральный Орган Системы — организация, осуществляющая следующие функции:

-Формирование Аттестационной комиссии и утверждение документов системы, в том числе по оплате работ в Системе;

- Принятие заявок на проведение экспертной оценки соответствия гостиниц и других средств размещения категории на территории страны;

- Ведение единого Реестра Системы, организация публикаций официальной информации, предоставление сведений об объектах классификации;

- Организация разработки методических документов Системы;

- Подготовка экспертов Системы (определение требований к экспертам Системы, проведение их подготовки, переподготовки и повышения квалификации), ведение реестра аттестованных экспертов, контроль их деятельности;

- Организация изготовления бланков сертификатов категории, носителей знака категории средства размещения, ведение учета выданных сертификатов категории;

- Подготовка предложений по совершенствованию Системы;

- Осуществление сбора и анализа информации по вопросам классификации;

- Осуществление пропаганды в области классификации гостиниц и других средств размещения;

- Взаимодействие с Аттестационной комиссией, органами по классификации и Комиссией по апелляциям;

- Организация проведения экспертизы документов по поручению Аттестационной комиссии и Комиссии по апелляциям.

В состав Аттестационной комиссии входят:

1) председатель Аттестационной комиссии, избираемый членами комиссии;

2)  представители федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

3)представители ЦОС;

4) представители организаций туристской индустрии и других организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

В заседаниях Аттестационной комиссии могут принимать участие представители органов по классификации и органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения работ по классификации

Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:

первый этап — экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории;
второй этап — аттестация гостиницы и другого средства размещения;
третий этап - экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.

Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории проводится в следующем порядке:
- получение от заявителя заявки на классификацию;
- проведение экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения и составление акта.

Заявка на классификацию направляется в ЦОС. К заявке прилагается анкета, содержащая сведения о номерном фонде и его структуре для определения объемов работ и их стоимости. Кроме того, в анкете должна содержаться информация о наличии документов, подтверждающих соответствие оказываемых услуг требованиям безопасности в части пожарной безопасности, соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических правил и норм и требований охраны окружающей среды.

Получив заявку и заполненную анкету, ЦОС заключает договор с заявителем на выполнение работ и поручает организацию работы по экспертной оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения категории органу по классификации, который формирует экспертную комиссию для проведения работ по оценке соответствия гостиницы и другого средства размещения.

К работе экспертной комиссии могут привлекаться специалисты в области туризма, представители общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма.

Председатель экспертной комиссии проводит подготовительные работы: устанавливает сроки проведения экспертной оценки гостиницы и другого средства размещения, оповещает о них заявителя и членов экспертной комиссии.

Экспертная оценка гостиницы и другого средства размещения категории базируется на совокупности требований и критериев балльной оценки.
Категории гостиниц и других средств размещения обозначаются символом «звезда». Гостиницы и другие средства размещения классифицируются по пяти категориям. Высшая  категория средства размещения — «пять звезд», низшая — «одна звезда».

Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения категории включает в себя экспертную оценку гостиницы и другого средства размещения в целом и его номерного фонда.

Экспертная оценка соответствия гостиниц и других средств размещения одной из категорий проводится в три этапа:

первый этап — проводится предварительная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляется протокол соответствия гостиницы и другого средства размещения одной из категорий;

второй этап — проводится балльная оценка гостиницы и другого средства размещения по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;

третий этап — на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения определенной категории.

Одновременно с экспертной оценкой соответствия гостиницы и другого средства размещения проводится экспертная оценка соответствия номеров категориям, соответствующим установленным требованиям. Результаты экспертных оценок номеров оформляются протоколами.

Экспертная оценка соответствия номеров категориям проводится в три этапа:

первый этап — проводится предварительная экспертная оценка соответствия номера установленным требованиям. По результатам предварительной экспертной оценки составляются протоколы соответствия номеров категориям;

второй этап — проводится балльная оценка соответствия номеров по критериям, соответствующим установленным требованиям. По результатам балльной оценки составляются протоколы, в которых указывается суммарное количество баллов;

третий этап — на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная экспертная оценка соответствия номеров категориям.

Результаты работы экспертной комиссии оформляются актом.

Аттестация гостиницы и другого средства размещения проводится в следующем порядке:

орган по классификации анализирует вышеуказанные документы и направляет два экземпляра акта и один экземпляр протоколов в ЦОС для заключения и передачи в Аттестационную комиссию;

после принятия Аттестационной комиссией решения о присвоении гостинице и другому средству размещения категории сертификат категории с приложениями подписывается председателем Аттестационной комиссии и направляется в ЦОС для регистрации в реестре и направления заявителю с одним экземпляром акта с уведомлением о вручении не позднее 30 дней со дня принятия решения.

В ЦОС остается один экземпляр акта с протоколами.
Сертификат категории выдается на срок не более 5 лет.
В случае принятия решения об отказе в выдаче сертификата категории решение с обязательным указанием причин отказа направляется заявителю не позднее 30 дней со дня принятия решения Аттестационной комиссией.

Экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения осуществляется в форме проверок и устанавливается на весь период действия сертификата категории.

При отрицательных результатах экспертной проверки Аттестационная комиссия вправе принять решение о приостановлении или отмене действия сертификата категории. Решение передается в ЦОС для направления заявителю с уведомлением о вручении.

По окончании рассмотрения материалов комиссия по апелляциям принимает решение и направляет его вместе с материалами по апелляции в ЦОС и заявителю с уведомлением о вручении.

В Системе обеспечивается конфиденциальность полученной в ходе экспертной оценки информации, в том числе являющейся коммерческой тайной.

Применение знака категории гостиницы и другого средства размещения

Основанием для применения Знака категории гостиницы и другого средства размещения является сертификат категории гостиницы и другого средства размещения.

Право применения Знака категории гостиницы и другого средства размещения устанавливается на срок действия сертификата категории.

Краснодарский край, г. Сочи

+7 988 288-28-56

+7 918 619-20-83

e-mail: info@ver-tex.ru
Заказать обратный звонок

Заполните заявку и специалист нашей компании свяжется с Вами в удобное время!